Sunday, October 11, 2015

Отец и сын

Доктринальная выдержка от Первого Президентства и Кворума Двенадцати Апостолов из “Improvement Era”, Авг 1916, 934–42.

Мой любительский перевод.
Оригинал: The Father and the Son
 
В начале 1900-х среди членов церкви возникли некоторые дискуссии по поводу ролей Бога Отца и Иисуса Христа. Первое президентство и кворум двенадцати апостолов выпустили следующее послание в 1916 году, чтобы пояснить значение определенных стихов из священных писаний, где к Иисусу Христу, или Иегове обращаются как к Отцу. Мы посчитали, что публикация этого послания будет полезна членам церкви, так как в этом году они изучают Ветхий Завет.
Священные писания ясно и неоднократно подтверждают, что Бог – создатель земли и небес и всего, что на них. В данном смысле Создатель – это Организатор. Бог создал землю, как организованную сферу; но Он определённо не создавал первичные элементы различных веществ, из которых состоит Земля, так как “стихии – вечны” (УиЗ 93:33).
Также и жизнь вечна, и не была создана; но жизнь, или жизненная сила, может быть вложена в уже организованную материю, хотя детали этого процесса не были открыты людям. (Для иллюстрации смотрите Бытие 2:7; Моисей 3:7; Авраам 5:7.) Каждое из этих священных писаний утверждает, что Бог вдохнул в тело человека дыхание жизни. Далее смотрите Моисей 3:19, где также указано, что Бог вдохнул дыхание жизни в тела зверей и птиц. Бог показал Адаму “разумы, организованные до бытия мира”; и под “разумом” мы понимаем “духи” (см Авраам 3:22–23); тем не менее, нам специально сказано, что “разум”, что есть “свет истины”, “не был сотворен или сделан, и, воистину, не может быть сотворен или сделан” ( УиЗ 93:29).
Применимо к божеству, термин “Отец” появляется в священных писаниях с совершенно разными значениями. Каждое из четырех значений, указанных в обращении ниже, должно быть внимательно рассмотрено в отдельности.

1. “Отец” как родитель

Священные писания, олицетворяющие буквальное значение «родитель», многочисленны и конкретны, так что не нуждаются в цитировании. Смысл этих священных писаний в том, что Бог, Вечный Отец, которого мы называем возвышенным именем-титулом “Элохим”, действительно является родителем нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа и духов рода человеческого. Элохим – Отец в полном смысле этого слова, как его и называл Иисус Христос, и также Он - Отец духов. Так мы читаем в Послании к Евреям: “Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?” (Евр. 12:9). Ввиду этого факта Иисус Христос учил нас молиться: “Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…” (Мф 6:9).
Иисус Христос применял к себе оба титула, “Сын” и “Отец”. Действительно, Он специально сказал брату Иареда: “Вот, Я – Иисус Христос. Я – Отец и Сын” ( Ефер 3:14). Иисус Христос – сын Элохима как духовно, так и физически; иными словами, Элохим буквально является Отцом духа Иисуса Христа, а также тела, в котором Иисус исполнил свою миссию во плоти, и которое умерло на кресте и затем было вознесено в процессе воскресения, а сейчас является бессмертным вместилищем духа нашего Господа и Спасителя. Нет необходимости в более развернутом объяснении титула “Сын Бога” в отношении к Иисусу Христу.

2. “Отец” как создатель

Второе значение “Отца” в священных писаниях – это Создатель: например, в отрывках, обращенных к кому-либо из членов Божества, наподобие: “Отец неба и Земли и всего, что на них” (Ефер 4:7; см такжеAlma 11:38–39; Mosiah 15:4).
В том буквальном смысле, в котором Бог является Отцом духов человеческих, он не является Отцом земли, как одного из миров в пространстве, или небесных тел целиком, или частично, также неодушевленных объектов, растений и животных на земле. Потому священные писания, которые говорят о Боге, как об Отце небес и земли должны толковаться так, что Бог - Творец, Организатор, Создатель небес и земли.
Во всех таких случаях, как показывает контекст, Иегову, то есть Иисуса Христа сын Элохима, называют “Отец”, и даже “Вечный Отец небес и земли” (см. до приведённого отрывка и также Мосия 16:15). В подобном значении Иисуса Христа называют Вечный Отец, или “Отец вечности” (Ис 9:6; сравните 2 Неф 19:6).
В книге “Иисус Христос”, Джемс Талмейдж, гл. 4 излагается, что Иисус Христос, которого мы также знаем, как Иегова, был Исполнителем плана Отца Элохима в работе Создания. Иисус Христос, будучи Создателем, соответственно называем Отец небес и земли в значении, указанном выше; и так как его творения вечного качества, он должным образом был назван «Вечный Отец небес и земли».

3. Иисус Христос – “Отец” тех, кто верен  Евангелию

Третье обращение, которое применяется к Иисусу Христу, связано с отношениями между Ним и теми, кто принимает Его Евангелие и, потому, становится наследниками вечной жизни. Далее следуют некоторые примеры, чтобы проиллюстрировать это значение.
В пылкой молитве незадолго до прихода в Гефсиманию Иисус Христос молил своего Отца за тех, кого Отец дал ему, в частности за апостолов, но также и за всех тех, кто, благодаря служению апостолов, принял Евангелие и следовал ему.
Прочитайте собственные слова нашего Господа - торжественное подтверждение, что те, за кого он молился, были “его”, и что их дал ему сам Отец:
“Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое”.
“Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня”.
“Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
“И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них”.
“Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы”.
“Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.” (от Иоанна 17:6–12).
И далее:
“Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня”.
“И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино”.
“Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня”.
“Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира”. (от Иоанна 17:20–24).
Своим верным слугам в современном устроении Господь сказал: “Не бойтесь, дети малые, ибо вы – Мои, и Я победил мир, и вы от тех, кого дал Мне Мой Отец” ( УиЗ 50:41).
Спасение достижимо только через соблюдение законов и таинств Евангелия; и все те, кто таким образом будут спасены, в особенном смысле становятся сыновьями и дочерями Богу. В откровении, данном через пророка Джозефа для Эммы Смит, Господь Иисус обратился к женщине – “Моя дочь”, - и сказал: “Истинно говорю Я тебе, что все те, кто примут Евангелие Моё, суть сыны и дочери в Царстве Моём” (УиЗ 25:1). Во многих случаях Господь обращался к мужчинам как к Своим сынам (напр.УиЗ 9:1;УиЗ 34:3; УиЗ 121:7).
Во многих откровениях, данных в современном устроении, излагается, что через послушание Евангелию мужчины могут стать сынами Бога, как сынами Иисуса, так и, через Него, сынами Его Отца. Так, мы читаем в обращении Иисуса Христа к Хайраму Смиту в 1829г.:
“Вот, Я – Иисус Христос, Сын Божий. Я – жизнь и свет мира”.
“Я – Тот Самый, Кто пришёл к своим, и свои не приняли Меня;”
“Но, истинно, истинно говорю Я вам: Всем принимающим Меня дам Я власть стать сынами Божьими, да, тем, кто верят во имя Моё. Аминь.” ( УиЗ 11:28–30).
Через пророка Джозефа Господь обращался к Орсону Пратту в 1830 г.:
“Сын Мой Орсон, внимай и слушай, и осознай то, что скажу тебе Я, Господь Бог, Сам Иисус Христос, твой Искупитель;
“Свет и жизнь мира, свет, сияющий во тьме, и тьма не постигнет его;
“Который так возлюбил мир, что Он отдал жизнь Свою, дабы все, кто уверуют, стали сынами Божьими. А потому, ты – сын Мой.” ( УиЗ 34:1–3).
В 1830г. Господь следующим образом обратился к Джозефу Смиту и Сиднею Ригдону:
“Слушайте голос Господа Бога вашего, Который есть Альфа и Омега, начало и конец, путь Которого есть один вечный круг, Кто неизменен сегодня, вчера и вовеки.
“Я – Иисус Христос, Сын Божий, Который был распят за грехи мира, да, за всех тех, кто уверуют во имя Моё, дабы они стали сынами Божьими, едиными во Мне, как Я един в Отце, а Отец един во Мне, дабы мы могли быть едины.” (УиЗ 35:1–2).
Также обратите внимание на следующее послание в 1831 г.:
“Внимай и слушай голос Того, Кто пребывает от всей вечности до всей вечности, Кто есть Великий Сущий, Сам Иисус Христос –
“Свет и жизнь мира; свет, сияющий во тьме, и тьма не постигнет его;”
”Тот Самый, Который пришёл в зените времени к своим, и свои не приняли Меня;”
”Но всем тем, кто приняли Меня, дал Я власть стать сынами Моими; а также и всем тем, кто примут Меня, дам Я власть стать сынами Моими” ( УиЗ 39:1–4).
В откровении, данном через Джозефа Смита в Марте 1831 г. мы читаем:
“Ибо истинно говорю Я вам, что Я – Альфа и Омега, начало и конец, свет и жизнь мира – свет, сияющий во тьме, и тьма не постигнет его”.
”Я пришёл к своим, и свои не приняли Меня; но всем, принявшим Меня, дал Я власть творить много чудес и стать сынами Божьими; и даже тем, кто верил во имя Моё, дал Я силу обрести жизнь вечную.” (УиЗ 45:7–8).
За сотни лет до рождения Господа во плоти Авинадеем была дана убедительная демонстрация данных отношений между Иисусом Христом, как отцом, и теми, кто соответствует требованиям Евангелия, как его детьми:
10 И ныне я говорю вам: О роде Его кто возвестит? Вот, я говорю вам, что когда Его душа будет сделана приношением за грех, Он увидит Своё потомство. И ныне что вы скажете? И кто будет потомством Его?
11 Вот, я говорю вам, что всякий, кто слышал слова пророков, да, всех святых пророков, которые пророчествовали о пришествии Господа, я говорю вам, что все те, кто внимали их словам и верили, что Господь искупит Свой народ, и ожидали того дня для отпущения своих грехов – говорю вам, что эти и есть Его потомство, или наследники Царства Божьего.
12 Ибо это есть те, чьи грехи Он понёс на Себе; это те, за кого Он умер, дабы искупить их от их согрешений. И вот, не они ли Его потомство?
13 Да, и не Его ли потомство – пророки, каждый, кто открывал свои уста, чтобы пророчествовать, кто не впал в согрешение, я подразумеваю всех святых пророков с самого начала мира? Я говорю вам, что они – Его потомство.” ( Мосия 15:10–13).
В трагическом контрасте с благословенным состоянием тех, кто становится детьми Бога через послушание Евангелию Иисуса Христа, находятся те из нераскаявшихся, которых в частности называют детьми дьявола. Обратите внимание на слова Христа во время его земной жизни, обращенные к группе нечестивых Евреев, которые хвалились своим родством с Авраамом: “Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы... Вы делаете дела отца вашего... Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего.” ( от Иоанна 8:39, 41–42, 44). Таким образом Сатана назначается отцом нечестивых, хотя мы не можем предположить каких-либо близких родительских отношений между ним и подобными людьми. Комбинированная иллюстрация того, что праведные – дети Бога, а нечестивые – дети дьявола, появляется в притче о плевелах: “Доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого…” ( от Матф 13:38).
Люди могут стать детьми Иисуса Христа, если родятся заново – родятся от Бога, как утверждают вдохновленные слова:
“Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола».
«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога».
«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего”. ( 1 Иоана 3:8–10).
Те, кто родились от Бога через послушание Евангелию могут благодаря доблестной преданности праведности получить возвышение и даже достичь статуса божества. Об этом мы читаем: “А потому, как написано, они – боги, да, сыны Божьи” (УиЗ 76:58; сравните в одной главеУиЗ 132:20 иУиЗ 132:17; см. также УиЗ 132:37). И хотя они будут богами, они все еще будут слушаться Иисуса Христа, как своего Отца, в этих возвышенных отношениях; и мы читаем в следующем стихе, после указанного выше: “они – Христовы, а Христос – Божий.” ( УиЗ 76:59).
Через новое рождение – водой и Духом – человечество может стать детьми Иисуса Христа, получая через Него статус “сынов и дочерей, рождённых Богу” ( УиЗ 76:24). Эта торжественная истина еще больше подчеркнута в словах Господа Иисуса Христа, данных через Джозефа Смита в 1833:
“И ныне истинно говорю Я вам: Я был в начале с Отцом, и Я – Первенец;
И все те, кто рождены через Меня, это участники славы Моей и Церковь Первенца.” ( УиЗ 93:21–22).
Посмотрите объяснение Павла для этого образного термина “рожденный” в применении к тем, кто рождается от Бога: “Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.” (1 Кор 4:15). Аналогичный случай усыновления, полученного через праведное служение, находится в откровении от 1832 г., относящемся к порядку и функциям священства:
“Ибо все, кто пребывают верными, для обретения этих двух священств, о которых Я сказал, и возвеличивания своего призвания, освящаются Духом к обновлению их тел.
Они становятся сынами Моисеевыми и Аароновыми, и семенем Авраамовым, и Церковью и Царством, и избранными Божьими.” (УиЗ 84:33–34).
Если верно говорить о тех, кто принимает Евангелие и следует ему, как о сынах и дочерях Христа — а по этому вопросу священные писания очень конкретны и не могут быть опровергнуты — соответственно верно говорить об Иисусе Христе, как об Отце праведности; они становятся Его детьми, а Он – их Отцом через второе рождение – перерождение в крещении.

4. Иисус Христос наречен “Отцом” по святой передаче полномочий

Четвертая причина для применения титула “Отец” к Иисусу Христу находится в том, что во всех Своих отношениях с человечеством Сын Иисус представлял и все еще представляет Элохима, Своего Отца, в силе и полномочиях. Это верно для Христа как в Его предземном существовании, или бестелесном состоянии, в котором он был известен, как Иегова, так и во время Его пребывания во плоти и его служения, как бестелесного призрака, в мире мертвых, и после этого, в воскрешенном состоянии. Евреям Он сказал: “Я и Отец — одно” (от Иоанна 10:30; также см.от Иоанна 17:11, 22); но Он также заявил: “Отец Мой более Меня” (от Иоанна 14:28), и далее, “ Я пришел во имя Отца Моего” ( от Иоанна 5:43; также см. от Иоанна 10:25). Та же истина была объявлена самим Христом нефийцам (см. 3 Неф 20:35;3 Неф 28:10), и была подтверждена откровением в новом устроении ( УиЗ 50:43). Таким образом Отец предоставил Свое имя Сыну; Иисус Христос говорил и служил под именем Отца; и до сих пор когда речь идет о силе, власти и божественности, Его слова и дела были и есть словами и делами Отца.
По аналогии, мы читаем, что Бог нарек своим именем ангела, который был назначен на особое служение для людей Израиля во время исхода. О том ангеле Бог сказал: “блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем” ( Исх 23:21).
Древний Апостол Иоанн был посещен ангелом, который действовал и говорил от имени Иисуса Христа. Как мы можем прочитать: “Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну” ( Откр 1:1). Иоанн хотел было преклониться перед ангельским существом, которое говорило от имени Господа Иисуса Христа, но ему было запрещено делать это:
“Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;
9. но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.” ( Откр 22:8–9).
И затем ангел продолжил говорить, как будто он сам был Господом:
“Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
13. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.” (Откр 22:12–13).
Воскресший Господь, Иисус Христос, что был вознесен быть правой рукой Своего Отца Бога, дал Свое имя ангелу, посланному к Иоанну, и ангел говорил от первого лица: “Се, гряду скоро”, “Я есмь Альфа и Омега,” хотя он имел ввиду, что Иисус Христос придет, и Он есть Альфа и Омега.
Эти соображения, однако, не способны изменить важнейший факт реальных отношений Отца и Сына между Элохимом и Иисусом Христом. Сред духовных детей Элохима, перворожденным был и остается Иегова или Иисус Христос, кому все остальные приходятся младшими братьями и сестрами. Ниже приведены убедительные стихи, касающиеся этой великой истины. Павел, пишущий Колоссянам, говорит об Иисусе Христе:
“Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
“ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
“ и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
“ И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
“ ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота…” (Кол 1:15–19).
Из этого отрывка мы узнаем, что Иисус Христос был “рожденный прежде всякой твари,” и очевидно, что указанное старшинство должно относится не к земному существованию, ведь Христос не был старше всех смертных людей на земле. Далее Он провозглашен “ первенцем из мертвых”, отсылая к тому, что Он первый, кто будет воскрешен из мертвых, или в другом варианте “первенец из умерших” (в англ: firstfruits of them that slept) ( 1 Кор 15:20; также 1 Кор 15:23), и снова “ первенец из мертвых ” (Откр 1:5; сравните Деян 26:23). Автор послания к Евреям подтверждает статус Иисуса Христа, как перворожденного среди духовных детей Его Отца, и превозносит превосходство Христа во плоти: “Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии” (Евр 1:6; и предшествующие данному стихи). То, что духам, рожденным после Христа, было предназначено родится по образу их Старшего Брата, заверяет Павел:
“Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.” ( Рим 8:28–29).
Иоанну Богослову было заповедано написать главе Лаодикийской церкви, в соответствии со словами Христа: “так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…” (Откр 3:14). Во время откровения, данного Джозефу Смиту в Мае 1833г., Господь Иисус Христос сказал, как уже цитировалось выше: “И ныне истинно говорю Я вам: Я был в начале с Отцом, и Я – Первенец” ( УиЗ 93:21). Последующие стихи делают очевидным то, что человеческие существа аналогично существовали в духовном состоянии до того, как получили тело: “Вы тоже были в начале с Отцом; то, что есть Дух, да, Дух истины” ( УиЗ 93:23).
Потому нет ничего неуместного в том, чтобы говорить об Иисусе Христе как о Старшем Брате остальных членов человеческого рода. То, что он по духовному рождению является нам Братом, указано в послании к Евреям: “Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.” (Евр 2:17). Но все-же не нужно забывать, что Он по существу более велик, чем все остальные, по причинам: (1) Своего старшинства как старший или перворожденный; (2) уникального статуса во плоти как потомка смертной женщины и бессмертного, или воскрешенного и прославленного Отца; (3) Своей избранности и предопределения как единственного Искупителя и Спасителя человеческого рода; и (4) Своей непреходящей праведности.
Иисус Христос не является Отцом духов, которые уже получили или еще получат земное тело, так как он один из них. Он Сын, так как все духи – сыны и дочери Элохима. В соответствии со знаниями об этапах вечного развития и достижений, которые были открыты через божественные откровения, мы должны понимать, что только воскресшие и прославленные создания могут стать родителями духовного потомства. Только такие возвышенные создания достигли зрелости в назначенном курсе вечной жизни; и духи, рожденные от них в вечных мирах, пройдут в должной последовательности через те отдельные этапы или ситуации, с помощью которых их прославленные родители достигли возвышения. 

Первое Президентство и Кворум Двенадцати Апостолов Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней, Солт-Лейк-Сити, Юта, 30 Июня 1916

No comments:

Post a Comment